Приветствую, Товарищи! Кирилл И… альбом гениальной фигуры российского музыкального естества, как бы он сам сказал. Акустическая запись внутреннего мира Александра Башлачёва по имени «Третья столица».
Практически все свои песни СашБаш написал с 1984 по 1986. Писал прекрасно и непрерывно. Как по расписанию. А потом резко затих. В этот короткий отрезок вместились несколько творческих периодов. Альбом «Третья столица» - это фотография внутреннего мира Башлачёва на границе двух периодов и за секунду до третьего. Гений, пойманный в моменте.
СашБаша в настоящее время так или иначе андеграундом бы и назвали. Глубокие песни, известность в самых узких кругах и шуршащие записи с квартирников. Да и студийные альбомы такие же. Только это для нас он андеграунд. А сам он себя даже рокером не считал, хотя в рок-клубе выступал. Башлачёв искал истинный национальный звук, не похожий ни на какой. Единомышленников он не нашёл. И когда творчество его заглохло, случилась депрессия. А дальше – сюжет трагичный.
Были последователи, которые могли приблизиться к его идеям. Например, подруга Янка Дягилева. Но она сама ушла из жизни вскоре после СашБаша. Какие-то его отголоски можно найти в мирах Старкова из группы «Химера». Только тот тоже не долго жил. Попал в клуб 27, как и сам Башлачёв.
Первый этап – «пройденный бардовский», как его назвал сам автор. До середины 84-ого года Башлачёв писал песни негативные. В том смысле, что это была насмешка над современными ему творцами, которые паразитировали на творчестве гигантов 60-ых. Он отображал постмодерн, но сам не был постмодернистом. Вот вам и предтеча пост-барда.
Но предтечей самого Башлачёва были те же гиганты 60-ых. С одной стороны - Высоцкий с его честным отражением советского времени. С другой стороны – Джим Моррисон с его шаманизмом и метафоричностью. Примерно это Саша и откусил от обоих. Так в дальнейшем получился неославянский шаман с мега-метафорами и честным отражением внутреннего мира.
К слову шаманизм его подкрепляла маленькая деталь – колокольчики на запястье. Во время игры на гитаре они хаотично звенели. И так по-разному в зависимости от темпа, что вместе с текстом по-своему вводило в транс. Эти колокольчики стали одним из главных символов его следующего цикла.
Песню «Время колокольчиков» он написал на рубеже первого и второго периодов. И колокольчики эти - символ его философии. Царь-колокол разбит, национальная музыка рассыпалась, но пришло время колокольчиков, которые будут звонче колокола. И звенели колокольчики на его запястье, пока депрессия его не поглотила. Символ новой музыки Башлачёв передал Янке. Это была последняя надежда на продолжение его дела. Но бытие раздавило и Дягилеву.
Так первые два цикла столкнулись в «Третьей столице». Совсем скоро, через несколько месяцев, умер трёхмесячный сын поэта. После этого начался новый мрачный и глубинный цикл, который привёл к самой первой трагедии русского рока. Ленинградский рок-клуб – пройденный этап. СашБаш через окно вступил в новый клуб к одному из своих кумиров.
«Третья столица» - это вся Россия. В Москве пели одну музыку, в Ленинграде – другую. Но есть Россия, музыка которой должна быть особенной и не похожей ни на что. Жил Башлачёв в третьей столице, пел о ней. В ней и остался этот поэт-искатель, которого в двух других столицах недопоняли.
А это был Кирилл И… Слушай АльбомCheck и просвещайся по-новому. Переворачиваю пластинку.