123
Радио Открытие

Александр Башлачёв "Третья столица"

Приветствую, Товарищи! Кирилл И… альбом гениальной фигуры российского музыкального естества, как бы он сам сказал. Акустическая запись внутреннего мира Александра Башлачёва по имени «Третья столица».


Практически все свои песни СашБаш написал с 1984 по 1986. Писал прекрасно и непрерывно. Как по расписанию. А потом резко затих. В этот короткий отрезок вместились несколько творческих периодов. Альбом «Третья столица» - это фотография внутреннего мира Башлачёва на границе двух периодов и за секунду до третьего. Гений, пойманный в моменте.


СашБаша в настоящее время так или иначе андеграундом бы и назвали. Глубокие песни, известность в самых узких кругах и шуршащие записи с квартирников. Да и студийные альбомы такие же. Только это для нас он андеграунд. А сам он себя даже рокером не считал, хотя в рок-клубе выступал. Башлачёв искал истинный национальный звук, не похожий ни на какой. Единомышленников он не нашёл. И когда творчество его заглохло, случилась депрессия. А дальше – сюжет трагичный.


Были последователи, которые могли приблизиться к его идеям. Например, подруга Янка Дягилева. Но она сама ушла из жизни вскоре после СашБаша. Какие-то его отголоски можно найти в мирах Старкова из группы «Химера». Только тот тоже не долго жил. Попал в клуб 27, как и сам Башлачёв.


Первый этап – «пройденный бардовский», как его назвал сам автор. До середины 84-ого года Башлачёв писал песни негативные. В том смысле, что это была насмешка над современными ему творцами, которые паразитировали на творчестве гигантов 60-ых. Он отображал постмодерн, но сам не был постмодернистом. Вот вам и предтеча пост-барда.


Но предтечей самого Башлачёва были те же гиганты 60-ых. С одной стороны - Высоцкий с его честным отражением советского времени. С другой стороны – Джим Моррисон с его шаманизмом и метафоричностью. Примерно это Саша и откусил от обоих. Так в дальнейшем получился неославянский шаман с мега-метафорами и честным отражением внутреннего мира.


К слову шаманизм его подкрепляла маленькая деталь – колокольчики на запястье. Во время игры на гитаре они хаотично звенели. И так по-разному в зависимости от темпа, что вместе с текстом по-своему вводило в транс. Эти колокольчики стали одним из главных символов его следующего цикла.


Песню «Время колокольчиков» он написал на рубеже первого и второго периодов. И колокольчики эти - символ его философии. Царь-колокол разбит, национальная музыка рассыпалась, но пришло время колокольчиков, которые будут звонче колокола. И звенели колокольчики на его запястье, пока депрессия его не поглотила. Символ новой музыки Башлачёв передал Янке. Это была последняя надежда на продолжение его дела. Но бытие раздавило и Дягилеву.


Так первые два цикла столкнулись в «Третьей столице». Совсем скоро, через несколько месяцев, умер трёхмесячный сын поэта. После этого начался новый мрачный и глубинный цикл, который привёл к самой первой трагедии русского рока. Ленинградский рок-клуб – пройденный этап. СашБаш через окно вступил в новый клуб к одному из своих кумиров.


«Третья столица» - это вся Россия. В Москве пели одну музыку, в Ленинграде – другую. Но есть Россия, музыка которой должна быть особенной и не похожей ни на что. Жил Башлачёв в третьей столице, пел о ней. В ней и остался этот поэт-искатель, которого в двух других столицах недопоняли.


А это был Кирилл И… Слушай АльбомCheck и просвещайся по-новому. Переворачиваю пластинку.


Александр Башлачёв "Третья столица"
00:01

moon-line