123
Радио Открытие

Николай Рерих "Град обреченный"

Николай Рерих. Град обреченный. Музей Рериха, Нью-Йорк.

«Обречённый, в западях у змия, стоял обложенный город, а ещё долго никто ничего не знает и не чует беды — люди пили и ели, женились и выходили замуж. И когда пришел час, забили в набат, а уже никуда не уйти». Так писал в своём одноимённом рассказе, ошеломлённый картиной Николай Ремизов, один из лучших русских символистов. Относительно смыслового содержания Града обреченного, пожалуй, добавить нечего.

Картина написана маслом на холсте. На ней изображён белокаменный город, обвитый гигантским огненным змеем. Геометрия острых скал, изображённых на полотне, усиливает эмоциональное напряжение. А общая мрачная тональность пространства не оставляет шанса этому белому прекрасному городу. Посмотрите, он уже полностью погружён во тьму. В качестве контрапункта художник вводит в сюжет бирюзовое озеро; такое безмятежное и красивое оно покоится у подножья горы. Оно как обманутая надежда, подчёркивает неотвратимость приближающейся беды. Смещённая, как бы недотягивающая до совершенства композиция, придаёт полотну достоверности. Реальность никогда не может быть идеальна – потому она и есть жизнь, несмотря на все фантастические события, её наполняющие.

Град обреченный написан в 1914 году. Относительно мотивов, сподвигнувших Рериха на создание картины, есть несколько версий. По одной из них она является отражением переживаний художника в момент разгорающейся первой мировой войны. Однако, тут есть над чем поразмыслить. Существует ещё одна картина, которую Николай Константинович написал в 1918 году; называется она Град умерший. Их,кстати, иногда путают. На ней уже нет никакого озера, нет скал и небес, да и собственно самого града. Мы видим только руины мертвенно-зелёного цвета, и всё того же огненного питона. Град превращён в нагромождение разрушенных зданий, или даже кладбищенских склепов. Событием, которое художник тонко предчувствовал в 14м, и страшный итог которого зафиксировал в 18м, как мне кажется, стало крушение Российской Империи. Вот так.

Впрочем, возможно, Вы захотите провести собственное исследование, и придёте к какому-то иному выводу! Я искренне пожелаю Вам успеха на этом увлекательном пути.

В заключении добавлю, что Николай Рерих был личностью уникальной. Искусствовед, археолог, историк, художник-дизайнер, философ и ещё много-много всего. На мой взгляд, он вполне мог бы претендовать на звание русского Леонардо, если бы такой титул был учреждён. Венцом его просветительской деятельности стал Пакт Рериха – международный документ, который стал отправной точкой для возникновения такого понятия и движения как Международное культурное наследие.

Николай Рерих "Град обреченный"
00:01

moon-line