Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». 1482—1486
Холст, темпера. 172,5 × 278,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, по прозвищу Боттичелли - «бочонок», начал творческий путь учеником в ювелирной мастерской, а затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи. Тонкая работа с фоном, внимание к деталям и объёмность изображений, характерные именно для украшений – и есть особенная манера великого мастера.
«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо Медичи. Моделью принято считать возлюбленную его младшего брата Джулиано – Симонетту Веспуччи. Красавицу, которая раз и навсегда покорила Боттичелли, как, впрочем, и всю Флоренцию. Художник даже завещал похоронить его у ног девушки, чтобы он мог вечно лежать рядом со своим земным вдохновением.
Сандро Боттичелли становится первым мастером, изображающим женское тело, где нагота не символизирует первородный грех. На первый план выходит красота, как абсолют существующего мира, в противовес аскетизму и религиозной подоплёке средневековых произведений. Это воплощение идеи Неоплатонизма, призванной синтезировать античную мудрость с христианской доктриной; постулат о неразрывной взаимосвязи красоты телесной и духовной; модная этика Флорентийской элиты того времени.
Смотрите, Богини любви - Венера, прообразом которой, как мы знаем была греческая Афродита, рождается из морской пены прибоя, и обнажённая плывёт к берегу на тонкой створке серебристой раковины. Перекочевав в иконографию, этот символ, некогда обозначавший плодородие, чувственность и сексуальность, превратился в олицетворение чистоты и непорочности. Бог ветра – Зефир, в объятиях своей супруги Хлориды или Флоры подгоняет раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Пурпурная мантия в руках у Грации, встречающей Венеру на берегу, тоже имеет значение. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Нежное лицо героини имеет большое сходство с лицами мадонн, а ее поза и очертания тела — с женскими античными скульптурами, она стеснительно прикрывает одной рукой лоно, другой – обнажённую грудь. Это и есть то, что мы называем иконографичностью живописи Боттичелли.
Колористика завораживает. Мастер применил принцип нанесения тончайшего листового золота для пурпурной накидки, и технику дробления лазурита для получения особенной синей краски, видите васильки на платье Грации. Впервые Боттичелли использовал холст, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему он в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Так же мастер нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» так хорошо сохранилось, и его удалось достаточно легко реставрировать в 1987 году. Чтобы и сейчас, спустя 300 лет собирать толпы поклонников к ногам светловолосой богини.