123
Радио Открытие

Амедео Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн"

Амедео Модильяни. "Портрет Жанны Эбютерн".


Вся жизнь гения экспрессионизма – это яркая драматургия на грани отчаяния. Рождение Амедео происходило в момент банкротства отца. По Итальянскому закону – ложе роженицы священно. И приставы забрали из дома всё, кроме того, что уместилось на постели его матери. Эти самые ценные семейные вещи и стали декорацией его появления на свет.


В 11 лет Модильяни тяжело и долго болел. Однажды, в момент лихорадки Амедео начал бредить шедеврами итальянских мастеров и заявил о своём предназначение художника. После чего, ему позволили бросить школу и полностью посвятить себя занятиям в Ливорнской Академии искусств. 

В начале своего творческого пути Модильяни отдавал предпочтение скульптуре. Каменные блоки и деревянные шпалы, в качестве исходного материла, он добывал где-то на площадках строящегося метро; очевидно, что не всегда праведным путём.


Переехав в Париж, красавец Модильяни с головой бросается в водоворот страстей. Пикируется с кубистами во главе с Пикассо, заводит яркие романы, при этом ведя нищенский, но абсолютно разгульный образ жизни он бесконечно творит. Но всё написанное Амедео, является очень необычным и не имеет успеха.


Его поклонник, коллекционер Леопольд Зборовский, предпринимает отважный ход. Он финансирует написание серии обнажённых женских портретов. И ход сработал. Модильяни стал одним из самых изысканных и дорогих мастеров жанра ню. Но к сожалению, через каких-то сто лет. А в этот раз выставку пришлось закрыть моментально: витрины салона выходили прямо на окна полицейского участка, а портреты были столь живы, столь реальны и теплы по цветовой гамме, что исход очевиден.


И вот наконец – Жанна Эбютерн. За три с небольшим года Моди написал более десятка её портретов. Но лишь на одном – вот этом, в синем платье он полноценно пишет её глаза. И эти глаза – не что-то сверхъестественное для живописного наследия, вовсе нет; это что-то сверхнеестественное для Модильяни. Ведь тайну ненаписанных глаз его героев, как только не объясняли: отражением небесной бесконечности души, или наоборот – желанием отвлечь и показать, что не только глаза могут быть её зеркалом. Но сейчас всё это стало – не важно. Жанна похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, застенчивая, она смотрит своими глазами на мир как будто удивленно. В жизни она такой и была: маленького роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и очень белой кожей. В этой работе особенно заметно влияние примитивизма и абстракции. Но экспрессионизм Модильяни собственно и проявляется так ярко именно в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.


Амедео Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн"
00:01

moon-line