Валентин Серов «Девочка с персиками»
Третьяковская галерея.
Август 1887 года. Молодой художник гостит в Абрамцево – усадьбе русского мецената Саввы Мамонтова, которая, по сути, являлась крупнейшим художественным центром Москвы того времени. Вернувшись из Италии, вдохновлённый солнцем и красотой, Серов хочет писать «только отрадное». И тут! В комнату вбегает 11-летняя дочь хозяина - Верочка: радостная, лёгкая, полная жизни она берёт со стола персик и!.. –– и Серов понимает – вот оно! Как уговорили неугомонную девочку позировать – доподлинно не известно, но существует версия, что заветный персик из обычного фрукта превратился в желанную награду за труды!
Серов добивается задуманного. Румянец на лице, растрепанные волосы, живые глаза, полуулыбка – портрет производит впечатление будто Вера только что бегала по саду, присела немного передохнуть, а через минуту вскочит и побежит опять. Но! Не всё так просто: рядом с летними персиками на белой скатерти – желтеющие кленовые листья. И это, не от того, что пока художник два месяца воплощал летние персики, клёны во дворе – пожелтели. Конечно же нет! Вместе, они нам говорят: жизнь скоротечна, радуйся, пока ты молод, пока полон сил, свежесть жизни – не навсегда… Вот такое оно «отрадное» в понимании Валентина Серова. Картина обладает особой притягательностью благодаря "обратной композиции", развернутой на зрителя, она выверена до мельчайших деталей: стулья, оконная рама, белая с синим узором тарелка на стене и деревянная фигурка гренадёра (расписанная, кстати, самим Серовым); сочетание светлых и тёмных оттенков способствует передаче внутренней динамики и некоторой «выхваченности» момента. Всё это делает картину такой цельной и... не случайной! Удивительно тонко объединяющей красоту конкретного образа и вообще всего прекрасного, что есть в юности.
Художник всегда подчёркивал своё ровное отношение к импрессионистам, говоря: - Я хотел сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.
Но мы то с вами знаем, что такое для живописи «выхваченный момент», «обратная перспектива» и …. - «впечатление». Особенно – для одного из лучших портретистов своего времени.