123
Радио Открытие

Джон Фаулз «Коллекционер»

Привет всем, Надежда снова на связи.
Наверное, только ленивый не писал о неразделённой любви, или, например, о социальном неравенстве. Но если эти же темы подать как психологический триллер, будет куда интересней… Думаю, как-то так рассуждал Джон Фаулз перед тем, как написать свой первый роман «Коллекционер». В этом и роль писателя, то есть художника: взять, да и посмотреть на всё – вот как-то эдак, не как все. Именно для того, чтобы всем стало видно как раз то, что они не видят обычными своими бытовыми глазами. Немного путано, но это же Фаулз, друзья. Это же про него: из никому не известного препода по литературе прямо в сотку лучших детективных романистов всех времён.

Итак, обычный клерк Фредерик Клегг влюбляется в студентку- художницу Миранду Грей. Но подойти и познакомиться у Фредерика кишка тонка – настолько он в себе не уверен и замкнут. Да ещё и, в отличии от своей возлюбленной, эрудицией он совсем не блещет. Зато Фредерик может похвастаться коллекцией бабочек, которых он маниакально ловил и собирал с самого детства. И с Мирандой он решает поступить примерно так же – поймать и запереть. Клегг искренне надеется, что похищенная тоже его полюбит, ведь он даёт ей всё, что она попросит, кроме свободы, разумеется; и будут они жить долго и счастливо. Маньяк, короче.

И вроде обычная детективная история. Но, в таком случае, «Коллекционер» не стал бы классикой философско-психологического романа. И вот почему. По мере погружения в сюжет, появляется всё больше сомнений, кто из персонажей человечнее, и действительно заслуживает сочувствия – влюблённый маньяк, по сути больной несчастный человек или циничная и холодная заложница. При этом оба ведут дневник. И перед нами потихоньку, всплывают истинные причины их поведения. Мы видимо наглядно, что же для них является ценностями. Каждый из них гонится за неким внешним призрачным идеалом: Фредерик за Мирандой, которая любит его, а Миранда за образом Миранды, которая любит только себя. Перед нами сублимация любви – жажда обладать, вот почему Клегг коллекционер. Речь не о бабочках. Вообще, в этом и есть суть-соль разрыва отношений между людьми. Из-за любви не расходятся, любовь – ни разу не путь к разочарованию в человеке. Владение и ожидание чего-то в свою пользу – вот причина трагедии. И она схожа по природе своей и у того, кто коллекционер и у того, кто сейчас его бабочка. А ведь, если подумать: попади Клегг в нужный момент под критерии Миранды: богатый, успешный и всё вот это, они бы легко могли поменяться местами.

В итоге – трагедия даже не социального подтекста, а нравственного. Социальное неравенство – это только отражение более глубокой проблемы: проблемы омертвения человеческих душ. Как говорил сам маэстро: «Общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между Немногими и Массой, между «Ними» и «Нами». Моей целью в «Коллекционере» было попытаться проанализировать, в виде притчи, некоторые последствия этой вражды».
Ну, и, как говорится, выводы делайте сами.
Сегодня как-то так. Да пребудет с вами Надежда! Слушайте Шорт Скул Литература на Открытии.
Джон Фаулз «Коллекционер»
00:01

moon-line