123
Радио Открытие

Джорджо де Ки`рико "Орфей – уставший трубадур"

Джорджо де Ки`рико. Орфей – уставший трубадур. Холст, масло. 1970. Фонд Джорджо и Исы де Кирико, Рим.

Пройдя огромный творческий путь, дэ Кирико был и остаётся прежде всего – основателем метафизической живописи; человеком, который впервые вывел искусство из мира буквальности в сферу мысли.

Орфей – уставший трубадур – одна из наиболее поздних картин художника. Взгляните на неё. И приготовьте свой мозг – будет очень интересно!

Цель метафизического искусства – вскрыть предметный мир настоящего момента. Задумайтесь – каждое мгновение вы видите в своём поле зрения очень конкретные вещи, а что в эту секунду делает ваш мозг? Нет, он не просто обрабатывает визуальную информацию беспристрастно, он –интерпретирует её. Зная опыт прошлого, мы смотрим на настоящее, а предполагаем будущее. Но позвольте, а как же реальность? Так вот – убрать эту понятийную сетку интерпретаций с наших глаз, можно только оборвав привычные логические связи нашего рассудка! Что и делает дэ Кирико – виртуозно!

Перед нами манекен – образ «застылости», преодоления человеческой природы. Жёсткое закрепощение момента создаёт атмосферу напряжения. Она поддерживается и жесткостью линий, и резкостью светотеневых переходов; мастер сталкивает сразу несколько точек зрения, расчленяет композицию на зоны, каждая из которых имеет свой собственный горизонт. Конфликтует всё. Подменяя части тела, протезами, фрагментами античных статуй, и вообще играя с фактурой, художник придаёт всем и всему – иное значение. Он создаёт контраст между реалистически точно изображенным предметом и парадоксальной атмосферой, в которую он помещен. Тем самым заставляя нас признать, что безумие кроется не в материи, не в предметах (предметы остаются тем же самым), безумие кроется в нас, в природе наших интерпретаций выхваченного момента Х. Ведь все эти разрозненные вещи и части, становятся Орфеем только в мире нашей фантазии.

Как известно Орфей мог заставить танцевать вокруг себя всё, любую материю, и даже камни. Но теперь он устал, и выронил свою лиру из рук. Дэ Кирико было на тот момент восемьдесят два. Он любил писать картины от имени какого-то персонажа, и вообще постоянно играл и манипулировал реальностью, заставлял её вокруг себя танцевать. Менял названия картин, даты, что-то переписывал; всё это приводило в ужас менеджеров и маклеров. Художник дико извинялся, ссылался на плохую память, и всё повторялось сначала. Но сейчас Орфей устал и выронил лиру из рук, спектакль завершается, а на сценическом заднике мы видим странные фигуры: то ли высокие башни, то ли тени в траурных балахонах. Всё понятно без слов и интерпретаций.

Джорджо де Ки`рико "Орфей – уставший трубадур"
00:01

moon-line