123
Радио Открытие

Джорджо Вазари "Автопортрет"

Джорджо Вазари и его наследие.


Свой след в искусстве можно оставить по-разному. В случае с Вазари, столь талантливого художника и архитектора, его имя обессмертил именно пятитомный труд по истории искусства - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», претерпевший аж два издания ещё при жизни автора.

Но давайте по порядку.


С самого детства отец Вазари поощрял его страст к рисованию. В 12 лет мальчика отправляют во Флоренцию, в школу Андреа дель Сарто. Там он получает прекрасное гуманитарное образование, а пластические искусства ему преподает сам Микеланджело. Потеряв отца, молодой человек принимает тяготы по содержанию большой семьи на собственные плечи. И помогают ему талант, трудолюбие и умение находить общий язык со всеми, в том числе и с сильными мира сего. Быстро завоевав уважение в профессиональной среде, к двадцати годам Вазари обзаводится влиятельными заказчиками и покровителями из семьи Медичи и папского двора, пишет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. Основа его живописи – затейливый и эффектный Маньеризм с его изломанностью поз, красочностью, детальностью, экспрессивностью и эмоциональностью.


Пожалуй, главным и самым удачным архитектурным опытом мастера считается Коридор Вазари: 750-метровое сооружение, возведённое всего за 5 месяцев по заказу Козимо I. Это строение объединило новую резиденцию со Старым Дворцом, и позволило титулованным особам быстро и инкогнито, попадать из одного здания в другое. Более тысячи ценных полотен именитых живописцев XVI-XVII вв. хранится там по сей день. В экспозиции есть и картина с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера.


Но самым ценным наследием мастера, конечно же стал его монументальный литературный труд.

Биографии художников писали многие, но именно издание Джорджо Вазари стало выдающимся. Одна из причин – необычная манера изложения: живая, с интересными подробностями, иногда – слухами и даже анекдотами. Описать Леонардо ленивым душкой, а Тициана мешкающим и медлительным, это знаете ли надо решиться. И не смотря на какие-то неточности, предвзятости, и язвительные комментарии в свой адрес, именно Вазари познакомил нас с несколькими сотнями выдающихся творцов. Без ссылок на этот трактат уже и не представляется ни одно исследование искусства. В том числе и моя программа. Да-да. А заняло бы итальянское искусство свой заслуженный пьедестал без него – кто знает.


Да, «Универсальный солдат» в искусстве, он на протяжении всей жизни осознавал себя именно художником: «Мои руки привычны скорее к кистям, чем к перу… Занята моя голова скорее рисунками, чем писаниной». Именно так – живописцем он и хотел войти в вечность, но получилось немного иначе. Впрочем, как раз это и не удивительно в данной истории.


Джорджо Вазари "Автопортрет"
00:01

moon-line