123
Радио Открытие

Портрет Джотто ли Бондоне кисти Паоло Учелло.

Джотто Ди Бондоне и его культурное наследие.

 

Да, на этот раз нашей темой будет не отдельная работа, а конкретный художник. Итак.

Точная дата рождения великого итальянского живописца неизвестна. Возможно - 1266й год или может быть 76й; кто его учил рисовать, его происхождение и даже этимология имени – сплошные загадки. Очевидно одно: Джотто – величайший флорентийский мастер, совершивший революцию в византийской иконописи, да и вообще в западноевропейском искусстве.


Существует легенда, что якобы великий флорентийский художник Чимабуэ, увидев рисунки овец простого деревенского мальчишки на камне, был так поражен его талантом, что решил лично обучить его живописи. Про что Данте в своём "Чистилище" пишет:

 

Чимабуэ в художестве один

был царь. Но появился Джотто, - новый

в той области возникнул властелин.

 

При этом, внешность властелина была невыразительной: 158 см. - рост, квадратная голова, правый глаз больше левого, и в довесок – хромота. Но всё это не помешало ему стать великим реформатором. Совершая свой переворот, Джотто ни с кем не боролся, никому ничего не навязывал, он просто рисовал, как подсказывало ему сердце и воображение. Впервые в истории искусства канонические святые на фресках наделяются чувствами. Взгляните на любую из них: герои переживают, грустят или радуются, как обычные люди; их эмоции отчётливо видны. 


Впервые именно модель человека и его поступков становятся центром внимания. Джотто, передаёт на плоскости иллюзию реального пространства. Библейские сюжеты он изображает на фоне пейзажей или интерьеров, а не как было принято на золотом грунте, превращая их в драматичные, увлекательные рассказы. Высветляя красочный тон, он придает формам объём; появляется трёхмерность. 


Такой принцип светотеневой моделировки становится господствующим в итальянской монументальной живописи вплоть до 16 века. Новая форма визуализации, получила название «естественное искусство»; в итальянскую живопись входит натурализм. 


Фрески капеллы дель Арена в Падуе стали настоящим откровением для Италии 14 века. На длинных стенах храма изображены 35 сцен из жизни Богоматери и Христа. Герои имеют традиционные нимбы, схожий продолговатый тип лица с тяжёлым подбородком и близко поставленными глазами. Но! На одеждах простого кроя впервые появляются складки. И самое главное – эмоции, за счёт которых Джотто передаёт характер персонажа, его нравственное состояние.

Вообще, нравственное состояние человека – это и есть главный лейтмотив творчества художника. Посмотрите как-нибудь его серию о пороках и добродетелях. Всего 14 фресок, зато каких! Очень актуальная работа.


Как и все гении, Джотто любил пошутить, и нет нет, да и вставлял в канонические сюжеты, маленького карлика среди группы библейских святых. Но, это лишь версия, и достоверность данного факта историкам искусства ещё предстоит основательно изучить. Задумайтесь.

Портрет Джотто ли Бондоне кисти Паоло Учелло.
00:01

moon-line