123
Радио Открытие

Игорь Грабарь "Роскошный Иней"

Игорь Грабарь "Роскошный иней", 1941 г., Государственный Русский музей.


«Видел его, конечно и прежде, но не как художник, а как обыватель, теперь же я впился глазами в это необычайное, фантастическое зрелище, в эту сказку в действительности» - о чем это? Не поверите – о самом обычном инее. Хотя о таком ли уж обычном? Для Грабаря это один из любимых героев, он обожал русскую зиму и был настоящим певцом снега и инея. Художник говорил, что иней будит его «живописный задор». Что ж, Грабарь как импрессионист и продолжатель традиций лирического пейзажа, имел на это право; он делал это по-своему, по-русски. Да и что могли знать о русском инее французские импрессионисты: в А'рле инея не бывает, а Наполеон, видимо, не рассказывал. Изображений самого разного инея с 1900 года у Игоря Николаевича накопилось множество: иней в ясную погоду, в пасмурную погоду, утренний, вечерний и, наконец – роскошный. 


Природа в картине «Роскошный иней» действительно такова. Открытое пространство первого плана и заснеженная даль разделены вереницей тоненьких, нежных берез, окутанных инеем. Их зимнее убранство сверкает в лучах вечернего солнца как наряд, украшенный драгоценными камнями. Перед нами разворачивается феерическое световое зрелище. Белый снег на картине вбирает в себя самые разные оттенки яркого синего неба и холодного зимнего солнца.


Художнику мастерски удалось передать кристаллическую природу инея и меняющуюся каждое мгновение окраску березовых крон, озаренных мягким рассеянным светом. Видите эти мельчайшие ледяные частички в воздухе, освещенные солнечными лучами? Эти хрустальные искры на тонких ажурных ветвях.


Легкость и точность живописной манеры, нежность тончайших оттенков – все это и создает то самое impression (импресьён) — «впечатление», но сейчас – такое русское, такое зимнее, такое холодное! Прекрасное и мимолетное, как сама красота.


Игорь Грабарь "Роскошный Иней"
00:01

moon-line