Приветствую всех ностальгирующих. Кирилл И… как бы сильно я не хотел, но лето заканчивается и его не остановить. А с другой стороны - каждое время года по-своему особенное. Всё так особенно из-за ностальгии по детству. Лето – детский лагерь, осень – первый звонок, весна – цветущие вишни. А зима у многих ассоциируется с коротким днём, слабым снежком в лучах уличного фонаря, и жгущим щёки морозом. Но и помимо этого есть много поэтичных вещей, характерных только этому сезону. Именно их зафиксировал поэт Илья Мазо в проекте «ШХД: ЗИМА». Музыкальный альбом оттуда сейчас как раз и разберём. Охладим немного жаркие дни августа.
Илья Мазо – современный московский поэт. А дуэт, о котором мы поговорим, ИЛЬЯМАЗО (слитно и капсом) – это уже плюс ещё один человек – Электронный продюсер Дмитрий Гудничев. К слову, поэзия для Ильи – разрушение языка с целью создания нового, художественного. И вот проект «ШХД: ЗИМА», появившийся в 2019 году, этим самым и занимается. «ШХД» — это самоназванный жанр digital-опера. Это множество диджитал-произведений, базирующихся на стихах поэта. В первую очередь – сам сборник со стихами. Илья называет его библией проекта. Дальше же идёт короткометражный фильм, анимации, компьютерная игра и, конечно, музыкальный альбом. То есть получается такая расширенная версия сборника, своеобразные интерпретации поэтического языка. В фильме, например, можно увидеть Варю из группы Хадн-дадн и Савву из Синекдохи Монток, выпуски о чьих альбомах вы можете найти на нашем сайте. В коротком метре они, находясь в ностальгически знакомой обстановке на кухне, в тишине припевают стихи Ильи. А в игре уже мы находимся на кухне панельного дома. На улице тёмная снежная зима, туда можно выйти побродить по родным дворам, или сходить в магазин. Там полно отсылок к стихам из сборника, но сюжета, как такового, нет. Это просто медитативное произведение для погружения в себя. Ну, и короче, сам альбом. Давайте о нём.
Нас встречают девять не песен, а свободных стихотворений, положенных на безумно красивый, завораживающий эмбиент. Все они исполнены басистым мужским оперным голосом. И в музыке действительно можно расслышать что-то симфоническое, что-то официальное. Но благодаря смешению мозаик из разных звуков, электроники, живых инструментов, оперного вокала – грань между симфонической музыкой и современной инди размывается. Синтезируется новый жанр – та самая digital-опера. И, как я уже говорил, это музыка для медитативного погружения в себя с целью внутреннего диалога. А стихи содержат образы, которые этот диалог поддерживают.
Диалог с маленьким тобой. Вы вместе начинаете вспоминать какие-то моменты, мысленно возвращаться туда. И это не просто ностальгия - она терапевтическая, потому что позволяет посмотреть на себя же нынешнего с другого угла и обнулиться. А образы по типу курочки по 99 из стихотворения «Единичка», горящие от холода щёчки из стихотворения «Щёки», или одинокий ночной фонарь из стихотворения «Фонарь» - только усиливают гипноз. Ты будто оказываешься в той самой игре к проекту. Одинокий, вокруг никого, только снег и ночь. Остаётся только думать.
Сами стихи в основном все короткие и свободные. То есть без размера и рифмы. Этим позиция Ильи о поэзии и её предназначении только сильнее утверждается. Вам стихи Мазо могут напомнить, например, хокку. Правда русский дух как в содержании, так и в подаче, попросту не позволяет провести параллель. Это что-то такое простое, но в то же время и особенное. Лично мне проект напоминает и формой, и посылом единственный альбом «Лёгкое дело холод» группы «Стук бамбука в 11 часов». Его я тоже разбирал, и вам стоит послушать.
В общем, ностальгия – интересная штука. Она может быть паразитической, как какая-нибудь глупая реклама, которую вспоминают спустя 30 лет. А может быть такой, как «ШХД: ЗИМА» Ильи Мазо - пробирать до косточек и в самом деле подмораживать. Настоящие поэты знают, как надо. А современные поэты – ещё и знают, как по-особенному заворожить. А это был Кирилл И… ещё услышимся! Слушай АльбомCheck и просвещайся по-новому. Переворачиваю пластинку.