123
Радио Открытие

Хвост и АукцЫон "Жилец вершин"

Авангардный, футуристический привет, Товарищи! Кирилл И… где-то в далёком 1885 году, когда ещё не было советского рока, советских рокеров, да и, собственно, Советского Союза, в этот мир из другой галактики пришёл Председатель Земного Шара – Велимир Хлебников. При чём тут он? А при том, что только спустя 110 лет, в 1995 году, когда по всему миру гремят альбомы Майкла Джексона, Тупака и Радиохед, в уже постсоветской России сошлись звёзды и планеты. Заумное словотворчество Хлебникова реализовалось в музыке. А ещё через какое-то время появился этот выпуск, в котором вы и услышите идеальное и самобытное сочетание поэзии и музыки группы АукцЫон с альбома «Жилец вершин».


Да, однажды творчество Леонида Фёдорова, который пел ту самую песню «Дорога», и заумь Велимира Хлебникова сцепились в джазовом угаре. А посредником между творцами стал человек, без которого бы этого альбома не было – художник и поэт-авангардист Алексей Хвостенко, более известный как Хвост. Началось всё с альбома «Чайник вина» 1992 года, после которого стало очевидно, что это не последняя совместная работа Хвоста и АукцЫона. И, через несколько лет, Алексей, долго вынашивавший в голове идею превратить стихи Хлебникова в музыку, посветил в это Фёдорова. И понеслась. АукцЫон выходит из творческого кризиса, а в ’95 году «Жилец вершин» выходит из пещер глубинного сознания к свету. Короче, к альбому.


Стихи Хлебникова так необычны в первую очередь потому, что полны неологизмов, то есть авторских новых слов, а также архаизмов и всевозможных звуков. Благодаря этой троице Велимир создавал необычные образы и во многих случаях придавал музыкальности своему словотворчеству. И вот тут появляется красная нить, протянутая через десятилетия, и связывающая две эпохи: серебряный век и постсоветские девяностые. Всё как в книжках – музыка рождает любовь.


Альбом цикличен. Начинается он с песни «Мешок. Бобэоби» и завершается композицией «Бобэоби», что уже наталкивает на мысли о концептуальности. И эти композиции не просто так встали на свои места. Обе песни – это напевание звуков из стихотворения «Бобэоби пелись губы». В своём тексте Хлебников по детальке складывает портрет: губы, взоры, брови, цепочка с подвеской и сам облик. Но каждой части лица поэт придаёт музыкальности, воображая, как они звучат. Так бубнящая и звенящая поэтика в конце концов завершила своё перевоплощение в музыку и теперь обрамляет альбом «Жилец вершин».


Та же история со звуками продолжается в песнях «Благовест», «Боги I» и «Боги II». А остальные композиции за счёт неологизмов и архаизмов погружают тебя в завораживающую атмосферу. Целых 15 тщательно отобранных текстов с необычными сюжетами, пестрящих странными образами, звучащих, как саундтреки к психоделическим советским мультфильмам.

К слову, песня «Чудовище», которая повествует о том самом жильце вершин, то есть чудовище, чей досуг - похищать красоток, в дальнейшем обзавелась анимационным клипом, который в итоге даже был выдвинут на международный анимационный фестиваль.


Во многих выпусках я уже упоминал разных поэтов серебряного века, и логично было предположить, что до Хлебникова мы тоже доберёмся. Но Велимирские стихи до нас добрались быстрее. И в итоге получился альбом, который Фëдоров назвал одним из лучших у группы и отметил, что ничего бы в нëм не менял. Ведь действительно, джазовый аккомпанемент АукцЫона отлично сочетается со стихами Хлебникова – авангардные тексты, авангардная музыка. По-моему, всё идеально. Побольше бы таких творческих тандемов, которые находят общий язык сквозь года даже не общаясь лично.


И на этом всë. Какую-либо итоговую мораль придумайте сами. Можно даже на выдуманном языке.

А это был Кирилл И… ещë услышимся! Слушай АльбомCheck и просвещайся по-новому. Переворачиваю пластинку.

Хвост и АукцЫон "Жилец вершин"
00:01

moon-line