Густав Климт. Поцелуй.
1907-1908 Холст, масло. Галерея Бельведер, Вена.
Картина «Поцелуй» - истинный шедевр золотого периода творчества австрийского художника Густава Климта. В это время для создания своих произведений Климт использует сусальное золото – листы золота толщиной около ста нанометров.
На золотом фоне слитые воедино фигуры мужчины и женщины. Под ними густой цветочный ковер. Они стоят на коленях, прижавшись друг к другу, укрытые от всего мира покрывалом. А вокруг ни души. Где они? На краю обрыва? На краю мира? Или сами они целая вселенная, начало начал?
Фигуры под покрывалом на золотом фоне напоминают зрителю о византийской иконе. При этом, орнаментальность одежд, цветы и витиеватые линии отсылают к современному для Климта модерну. Полная нежной чувственности, нарочитого эстетизма и даже эротизма картина является истинным символом любви мужчины и женщины; хотя сегодня все чаще можно услышать мнение, что изображенная на картине женщина всё-таки сопротивляется этим объятиям. Сторонники такой трактовки обращают внимание на то, что ее щиколотки опутаны вьюном, как цепью, а пальцы ног вот-вот соскользнут с обрыва. Но. Такими деталями художник лишь подчеркивает женскую хрупкость, нежность ее натуры; в то время как фигура мужчины монументальна: он – надежная опора и защита для нее.
Природу многих своих персонажей Климт раскрывает через декоративный орнамент одежд: мужские монохромные четкие прямоугольники и женские разноцветные яркие кружочки сливаются в гармоничное единство. И сам автор первоначально дал картине название «Влюбленные».