«Сын человеческий», Рене Магритт
1964г. Холст, масло. Частная коллекция.
«Сын человеческий», возможно, самая известная из работ бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около невысокой стены, за которой видны море и пасмурное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим в пространстве перед ним зелёным яблоком.
Эту картину можно сравнить с ребусом, где за простыми деталями кроется загадка. Искусствоведы находят несколько трактовок:
- Одни предполагают, что Магритт переосмысливает образ Христа в современности, ведь «Сыном человеческим» в Новом Завете называет себя Иисус.
- Другие настаивают, что это Адам нового времени – первый человек, все так же жаждущий запретного плода.
- Или же перед нами – обыватель, как сейчас говорят – планктон, не замечающий красоты и простора, сосредоточенный на яблоке, как на своем маленьком материальном мирке.
Интересно, что локоть одной руки выгнут в другую сторону. Если смотреть только на эту руку, может показаться, что мужчина стоит лицом к морю, значит, какая-то его часть все-таки стремится к необъятному прекрасному миру и есть надежда.
За простыми сюжетами Магритта скрыта глубокая интеллектуальность и интертекстуальность. Обращаясь к обычным, ничем не примечательным предметам, он нарочито помещает их в непривычный контекст. Сам он говорил так: «Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим». Рассчитывая на любопытство зрителя Магритт всегда заставляет его задержать на полотне свой взгляд и задуматься.