Микеланджело Буонарроти. "Сотворение Адама". Фреска Сикстинской капеллы. Ватикан. 1511г.
Как именно начинал свой творческий путь Микеланджело ничего доподлинно не известно, несмотря на обилие жизнеописаний и документов. Но существует легенда: щедро раздав гениальность творцам эпохи возрождения, Бог, уже закончив свои труды, собирался отдохнуть. И в этот момент вбегает растрёпанный Микеланджело:
- Отче, а мне?
- Но где ты был всё это время? Ты опоздал!
- Я был очень далеко в горах, Отче! Прости, но я искал мрамор для новой работы и увлёкся…
- Ладно. Вот, держи… для себя оставлял. – Сказал ему Бог.
Как это не удивительно, но роспись Сикстинской капеллы – это первая фреска Микеланджело вообще. Договор на работы он подписал так: Микеланджело, ваятель.
Сотворение Адама – является центральной из 9-и фресок, иллюстрирующих сюжеты Книги Бытия Ветхого Завета.
С присущим ему перфекционизмом художник сам выбирал материалы, сам проектировал леса, а работал так увлечённо, так много – что по окончании росписи, он мог читать только, высоко подняв текст над головой.
Центр композиции – занимают две фигуры. Создатель Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, устремлён навстречу Адаму – первому человеку, созданному по образу и подобию. Их руки протянуты друг к другу, но физического прикосновения, конечно, не может быть: сотворение не человеческое, а божественное. Адам идеален. В его позе нет напряжения, но и безучастным его тоже не назовёшь; Адам – пробуждается к жизни.
«… и вдунул (Господь) в лице его дыхание жизни, и стал человек Душою живою».
Левой рукой Создатель обнимает существо не похожее на остальных ангелов, оно с интересом смотрит на человека. Вероятно, это образ женщины, которая должна стать спутником Адама в его судьбе. Общая композиция Отца оформлена мантией. Вместе с конечностями ангелов её контуры напоминают человеческий мозг, его физиологическое строение. Олицетворяя тем самым, и привнесённое Богом человеку сознание.
И это далеко не единственная художественная аллегория, зашифрованная автором. Но о них вы можете узнать самостоятельно – из википедии, например. Лично мне кажется, что Сотворение Адама – это своего рода автопортрет, оставленный для нас гением.
И ещё. Что бы вы понимали, как теперь принято говорить, фресковая живопись имеет особенную сложность. Нанести изображение можно только по сырой штукатурке, быстро и без всяких эскизов, иначе краски просто растекутся по ней. Но Микеланджело справился.
Более 300 фигур, написанных рукой мастера, до сих пор поражают воображение. И конечно же вдохновляют человека, именно так делая его подобным творцу!