123
Радио Открытие

Микеланджело Буонарроти "Сотворение Адама"

Микеланджело Буонарроти. "Сотворение Адама". Фреска Сикстинской капеллы. Ватикан. 1511г.


Как именно начинал свой творческий путь Микеланджело ничего доподлинно не известно, несмотря на обилие жизнеописаний и документов. Но существует легенда: щедро раздав гениальность творцам эпохи возрождения, Бог, уже закончив свои труды, собирался отдохнуть. И в этот момент вбегает растрёпанный Микеланджело:

- Отче, а мне?

- Но где ты был всё это время? Ты опоздал!

- Я был очень далеко в горах, Отче! Прости, но я искал мрамор для новой работы и увлёкся…

- Ладно. Вот, держи… для себя оставлял. – Сказал ему Бог.

 

Как это не удивительно, но роспись Сикстинской капеллы – это первая фреска Микеланджело вообще. Договор на работы он подписал так: Микеланджело, ваятель.


Сотворение Адама – является центральной из 9-и фресок, иллюстрирующих сюжеты Книги Бытия Ветхого Завета.

С присущим ему перфекционизмом художник сам выбирал материалы, сам проектировал леса, а работал так увлечённо, так много – что по окончании росписи, он мог читать только, высоко подняв текст над головой.


Центр композиции – занимают две фигуры. Создатель Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, устремлён навстречу Адаму – первому человеку, созданному по образу и подобию. Их руки протянуты друг к другу, но физического прикосновения, конечно, не может быть: сотворение не человеческое, а божественное. Адам идеален. В его позе нет напряжения, но и безучастным его тоже не назовёшь; Адам – пробуждается к жизни.

«… и вдунул (Господь) в лице его дыхание жизни, и стал человек Душою живою».


Левой рукой Создатель обнимает существо не похожее на остальных ангелов, оно с интересом смотрит на человека. Вероятно, это образ женщины, которая должна стать спутником Адама в его судьбе. Общая композиция Отца оформлена мантией. Вместе с конечностями ангелов её контуры напоминают человеческий мозг, его физиологическое строение. Олицетворяя тем самым, и привнесённое Богом человеку сознание.


И это далеко не единственная художественная аллегория, зашифрованная автором. Но о них вы можете узнать самостоятельно – из википедии, например. Лично мне кажется, что Сотворение Адама – это своего рода автопортрет, оставленный для нас гением.


И ещё. Что бы вы понимали, как теперь принято говорить, фресковая живопись имеет особенную сложность. Нанести изображение можно только по сырой штукатурке, быстро и без всяких эскизов, иначе краски просто растекутся по ней. Но Микеланджело справился. 


Более 300 фигур, написанных рукой мастера, до сих пор поражают воображение. И конечно же вдохновляют человека, именно так делая его подобным творцу!


Микеланджело Буонарроти "Сотворение Адама"
00:01

moon-line