123
Радио Открытие

Микеланджело Меризи да Караваджо "Вакх"

Микеланджело Меризи да Караваджо «Вакх». 
Галерея Уффици, Флоренция.
 
Начну с того, что горячий и скандальный характер Караваджо известен миру не меньше, чем его полотна. Родившись в Милане, он был совсем не знатного рода, рано потерял отца и достаточно претерпел, начиная с самого детства.

Карточные игры, стычки, случайные собутыльники и спутницы из трущоб – сопровождали его всегда. Что приносило ему бесконечные проблемы с законом и даже тюремные сроки. Тем не менее, как гласит описание покровителя наук и искусств архиепископа Борромео: «Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, вечно облачённый в рубище и обитающий где придётся, Караваджо выглядел вполне счастливым человеком».

А теперь обратимся к деталям картины. Посмотрите на руки этого Бога виноделия и вдохновения. У него грязные ногти, а кожа лица и кистей отличается загаром. В Маньеризме это было недопустимо. Мало того, хоть сам он и облачён в античную тогу, но под локтем юноши мы видим край полосатого матраса с типичным орнаментом. Это и есть проявления дерзости Караваджо присущие уже непосредственно его творчеству. Прокладывая дорогу такому новому направлению как Реализм, художник многое делает впервые и многое нарушает. На переднем плане мы видим фрукты, а это уже один из самых первых натюрмортов в Итальянской живописи. Фон изображения тёмный, и Свет, выхватывающий героя, становится основой драматургии. Караваджо разработал особую технику под названием «кьяроскуро» - контраст света и тени. Кроме того, он активно экспериментировал с оптикой, что для того времени, было подобно нынешним цифровым технологиям.

Интересно, что своей драматичной светописью он как бы дал один из важнейших уроков будущим мастерам кино. Мартин Скорсезе считает, что Караваджо был прирожденным режиссёром и «помогал» ему ставить свет в фильме «Злые улицы» и в «Славных парнях». А умение художника рассказывать истории: когда действие схвачено в самом разгаре — научило режиссера начинать свое повествование не издалека, а сразу с того, от чего зрителю не оторвать глаз.

Караваджо терпеть не мог идеализацию. И никогда, даже в картинах с библейскими сюжетами, не отказывал себе надеть на героев современные одежды, и изобразить их простыми людьми из соседнего квартала. А иногда, об этом тоже следует упомянуть, он даже позволял себе внести некоторую долю автопортрета в написанный образ. Тем более, когда это Вакх в облике захмелевшего юноши — простого и грешного, томно смотрящего из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю.

Микеланджело Меризи да Караваджо "Вакх"
00:01

moon-line