123
Радио Открытие

Милан Кундера «Невыносимая лёгкость бытия»

Приветствую, это Надежда. Настроение пофилософствовать. В последнее время блогеры, они же коучи, они же психологи и мотиваторы всех мастей твердят нам об осознанности, ответственности, взрослости, ну и так далее – не буду повторять всю эту муть. Всё это здорово, конечно, в самих этих понятиях ничего плохого я не вижу, кринж в другом – в подходе. Как непредсказуемость жизни со всем её многообразием можно научиться применять и понимать благодаря каким-то лекциям и тренингам? Это же невыносимо! Осознанность можно только осознать, ощутить! Это должно быть – Откровение. Ну, собственно, о том и книга. Предлагаю обсудить роман Милана Кундеры, который так и называется – «Невыносимая лёгкость бытия».

Заметили, уже в названии – амбивалентность. Это не случайно. Кундера вступает в полемику с Фридрихом Ницше, великим и ужасным. Опровергая его идею «вечного возвращения» - то есть повторения событий в нашей жизни, переживание этого опыта, обязанность подумать, груз ответственности и бла бла бла. А Кундера – наоборот: считал, что прошлое никогда не возвращается, все события в общем-то случайны и вообще – один раз живём. Не надо угрызений – только лёгкость. В итоге Кундера приходит к интересному выводу, но об этом чуть позже.

Действие романа происходит в 1968 году в Чехословакии. На фоне событий «Пражской весны» разворачивается история двух влюблённых с кардинально разными взглядами на жизнь и на взаимоотношения. Томаш – 40-летний врач-хирург – знакомится с официанткой по имени Тереза. Девушка с первых минут чувствует к Томашу необъяснимую щенячью преданность и мечтает свить с ним семейное гнёздышко. А он… А он пока не готов прекратить свои «эротические дружбы» с другими женщинами. Тем более, что одной из вершин его любовного многоугольника является Сабина – вольная художница, не приемлющая запретов ни в искусстве, ни в любви. Вот как раз Сабина и есть воплощение той самой лёгкости, чем и цепляет она главного героя. Но если бы всё заканчивалось тем, что решения можно принимать легко, это как говорится – норм. Но последствия таких решений – всё равно придётся оценить, а вот тут уже норм далеко не всегда. В этом и есть невыносимость той самой лёгкости. Без которой не был бы роман Кундеры одним из лучших экзистенциальных произведений…

Если без подробностей, то непростые события в Чехословакии вынуждают героев раз за разом качаться на этих качелях тяжести-лёгкости, ища в крайностях личную свободу. Именно поэтому Томаш отказывается от карьеры хирурга и становится мойщиком окон, а Тереза готова пожертвовать своими принципами и принять Томаша со всеми его женскими скелетами в шкафу. Что касается Сабины, она своим творчеством и образом жизни объявляет войну китчу. Вот кстати, ещё один важный аспект, которому Кундера не мог не уделить внимания, как писатель, как художник. Китч с его шаблонностью и отстранённостью от реальной жизни, как порождение той самой ницшеанской тяжеловесной оценке ведёт к закрепощению и даже к тоталитаризму. В итоге, на радость всем, каждый из героев обретает лёгкость. Но цена этой лёгкости – осознание зыбкости счастья, вернуться в осознание которого будет ой как непросто.
Милан Кундера.jpg

Что ж, пойду и я в себе копаться. Это была Надежда и шорт Скул литература. Услышимся здесь, на Открытии!
Милан Кундера «Невыносимая лёгкость бытия»
00:01

moon-line