«Крик», Эдвард Мунк. 1893. Картон, масло, темпера, пастель. Национальная галерея, Осло.
Фигура странного кричащего существа, созданного фантазией норвежского художника Эдварда Мунка сегодня знакома почти всем. Современная культура вкладывает в этот образ некоторую долю комизма, в то время как сам Мунк стремился выразить в нем все те страдания, которые охватывали его душу.
В 1892 году дневник Мунка пополнился записью: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Кричащих людей художники изображали и раньше, но еще никто не пытался передать на картине само явление крика. Выразить свои чувства Мунку удалось не сразу. Всего он создал около 40 версий «Крика», экспериментируя с композицией и техникой. Неизменным остается кричащее, огненно-желтое небо, раскинувшееся над местностью.
Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Но за пределами картины остались находящийся справа сумасшедший дом, а слева — скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.
Кричащая от невыносимых мук фигура, готовая слиться с пейзажем, раствориться в волнообразных перетекающих друг в друга линиях диссонансных цветов стала эталоном живописи экспрессионизма.