123
Радио Открытие

Николай Гоголь «Невский проспект»

Это Надежда, я на связи, всем привет.
Пришла пора поговорить о Петербурге, а точнее о «Петербургских повестях» Николая Васильевича Гоголя. Главный мистик русской литературы не понаслышке знал, что город – страшная сила, а большой город – вообще капец. В юности Коля Гоголь хотел стать актёром (да-да, такое тоже было). Но, надежды на театральное будущее разбились о гранит Северной столицы. С карьерой чиновника у Гоголя тоже не срослось. И он решил, что во всём виноват конечно Петербург. Этот город-монстр строит против него козни и хочет его, маленького, поглотить и уничтожить. Но перебесившись и пройдя все стадии принятия, Коля наконец понял, что лучше будет он писать. Писать о том, что хорошо знакомо ему самому – о маленьких людях в большом городе.

Повесть «Невский проспект», о которой я сегодня, единственную из всего цикла, критики восприняли ну, более-менее положительно. А Пушкин, говорят, вообще – читал взахлёб. Само название – «Невский проспект» – сразу отсылает на главную улицу культурной столицы. Здесь красиво, многолюдно, интересно – этакий концентрат всех сторон жизни. Гоголь даже составил график, в соответствии с которым на проспекте появляются и исчезают те или иные сословия: от нищих и бомжей, пришедших за чёрствыми пирогами, до сиятельных особ и чиновников в зелёных мундирах. Их час Гоголь так и назвал – весна на Невском. Потом пауза…ну а потом… потом сложнее. Назовём это время суток – время праздности и соблазнов. Мне кажется и сейчас ничего не изменилось: суета, понты, фастфуд, сомнительного качества моднючие товары и вот это вот: «таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет». Это не моя метафора, это описание Гоголя, если что. Именно с этой целью – вдохнуть таинственных соблазнов, как и многие друге егозящие молодые люди или напротив – совсем не молодые, но также егозящие старички, двое друзей – художник Пискарёв и поручик Пирогов – пришли на Невский проспект. Пискарёву очень понравилась брюнетка. И так он ей увлёкся, что не сразу понял, что она… как это сказать… девушка с низкой социальной ответственностью. А что художник? О нет, не в силах признать происходящее, и трезво оценить ситуацию, Пискарёв витает в облаках. Ему приснилось, что брюнетка эта – на самом деле знатная дама с некой тайной, и что лишь он один может её спасти (*наигранно и чувственно). Естественно, он ошибся. В итоге, бессонница, опиум, нервное расстройство и трагическая гибель фантазёра.

В это же время его друг, поручик Пирогов, увязался за хорошенькой блондинкой. Однако – она замужем. НО! Муж – не стенка, решает поручик, - преграда преодолеваемая. И после долгих намёков и ухаживаний, он переходит к конкретным действиям. Ну, а дальше, всё как в бородатом анекдоте – внезапно вернулся муж и с помощью понятной поручику физической силы объяснил ему, что с чужими жёнами так поступать не стоит. Не знаю почему, но Белинского очень восхищал именно этот персонаж: «О единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов!». Н-да. Мне кажется здесь что-то личное у критика. А Гоголь – да. Умеет. И долдон Пирогов, и рефлексирующий Пискарёв, все хороши.

А вывод, к которому приходит Гоголь, кажется несколько фантастическим – по Невскому шастает демон и туманит разум честных людей, искажая реальную природу действительности. Обходите, мол, а то беды не миновать. Предположу, что Гоголь здесь иронизирует. Ведь ничего здесь сверхъестественного не происходит. В «Невском проспекте» борьба с другого рода с демонами – с внутренними. Когда внутри суета, а идеалы надуманы, вот тогда и начинается самая жара! Не то что Невский, собственная квартира может показаться замком Иф, что уж говорить о целом городе.
Невский проспект. Исакий (Копировать).jpg

На этом всё. Надежда на связи, и Шорт Скул Литература. Услышимся! На Открытии. 
Николай Гоголь «Невский проспект»
00:01

moon-line