Приветствую! С вами Надежда. Прочла «Портрет» Гоголя. Думаю, и Вам пора.
Начну с того, что с детства Коля неплохо рисовал, и даже одно время прокачивал в Академии художеств скилы на этот счёт. А ещё водил знакомства с разными живописцами. Александром Ивановым, например. Это тот, кто написал «Явление Христа Народу». И думается мне, что Иванов легко мог стать прототипом художника, написавшего тот самый роковой портрет. Но это я уже сильно забегаю вперёд. Художником Николай Васильевич не стал, что может быть и к лучшему, но навык описать мир во всех его красках и деталях, воплотил в слово. Причём в прямом смысле художественное. Гоголь мыслил образами и картинами; воплощал их чередуя в тексте общие и крупные планы. Так живописно и скажу - киношно до Гоголя не писал ещё никто. Была и критика, конечно, но что нам до неё. А Гоголю тем паче. Вернусь к «Портрету».
Зацените. Бедный, изнемогающий, но очень талантливый художник Чартков, зачем-то, (хотя понятно зачем – это же кино), на последние деньги покупает портрет старика со страшными, будто живыми глазами. Этой же ночью, в кошмарном сне он крадёт у этого старика золото. А что на утро? Бинго – деньги реально у Чарткова в руках. За что же нищий художник мог получить целое состояние? У него ведь ничего за душой-то и не было… кроме таланта и этой самой… души. Кстати, о кинематографичности мышления, походу Гоголь опередил самого Кристофера Ноллана, описав многоуровневый сон. Или даже так скажу: и Ноллана тоже опередил. Гений.
Так вот, теперь у Чарткова есть деньги, много денег. Но деньги не делают искусство; деньги делают – деньги. И Чартков применяет все необходимые инструменты по достижению успешного успеха. Он проявляет себя как блестящий маркетолог, или даже как продюсер самого себя. Но ни о каком высоком искусстве здесь и речи нет. Итог закономерен и печален: запоздалые мысли о предназначении, утраченное мастерство, а вместо него – всепоглощающая зависть, от которой Чартков заболеет и умрёт. Но это ещё не финал. Дальше декорации меняются и начинается приквел, где Гоголь подробно рассказывает, кто был изображён на портрете, что за демонический это персонаж. Кем этот портрет был написан, почему не завершён, какова судьба причастных к нему героев; что в итоге стало с автором и чем удалось спастись ему. Помните про Иванова в самом начале? И вот кульминация – портрет найден посланником здравого смысла, и должен быть наконец-то уничтожен. НО… ведь это фильм ужасов, друзья. Портрет исчез. Продолжение смотрите в следующих сериях.
Ещё добавлю, что Оскар наш Уайлд написал свою историю чуть позже, лет на 60, так что делайте выводы. Но это не в укор. Таланты они как бегуны на эстафете, предают палочку гениальности друг другу, чтобы мы с вами могли наблюдать развитие этих сюжетов бесконечно. И в «Портрете» как в страшном, но в первую очередь гениальном кино, кроме саспенса, есть ещё и гениальный ГКП. Главный коммуникационный посыл, простите уж Николай Васильевич, за такие слова. Творцов, отказавшихся творить, принявших решение продать талант свой в угоду комфорту и новым ощущениям, ждёт неминуемая гибель – сначала духовная, а потом и физическая. И палочка, которую ты суешь в руки следующему творцу может быть и вот такая – с ядом. Но шансы есть всегда. Сойти с неверного пути ведь никогда не поздно. Взять, отказаться от всего в какой-то момент, да и написать свое «Явление», как Иванов.
А на сегодня всё. С вами была Надежда и Шорт Скул Литература. До встречи на Открытии!