123
Радио Открытие

Ольга Арефьева и группа "Ковчег" "Батакакумба"

Привет от Джа, фанаты регги на русском! Кирилл И… продолжение бесед и рассуждений о солнечной музыке Ямайцев, в какой-то момент покорившей нашу страну. Если предыдущий выпуск был о том, как панк из далёкого от Ямайки Калининграда смог изобрести регги по-новому, то в этот раз речь пойдёт об интересном явлении – регги, исполненном прекрасным женским голосом. И так, альбом «Батакакумба» от Ольги Арефьевой и группы Ковчег.


Даже не смотря на сложные времена, в сравнении с 80-ыми, 90-ые были ярче и разнообразнее в музыкальном плане. Это и понятно. Занавес рухнул, культура перестала сочиться струйкой через дырки от гвоздей и нахлынула, как цунами. Стало возможно в музыке быть кем угодно, и никто тебя за это не осудит. Никто, кроме самих музыкантов. Я говорю даже не о выросшей конкуренции в рамках жанров и вне их. Я об искренностях и притворствах исполнителей. Конкретно о регги: кто-то делает музыку всю сознательную жизнь, отдаёт себя делу полностью, трудится ради идеи. А кто-то, как сейчас сказали бы – просто позер. Все делают, и я буду. Да и потом, нравится мне образ жизни такой: живи себе в удовольствие, напевай что-то да по гитаре на слабую долю бей. И как реакция на таких вот псевдо-музыкантов в 1995 году был записан полу-саркастический альбом «Батакакумба». Короче, к нему.

Ольга Арефьева вместе со своей группой на самом деле регги не исполняли. Но как бы это не звучало иронично, первым студийным альбомом стал именно герой этого выпуска. В текстах песен Ольги полно той самой рок-поэзии и языка образов. И на «Батакакумбе» это слышно тоже. Однако, Арефьева не пытается совместить две разные крайности, как это делал Белоусов из Комитета Охраны Тепла. Она играет по правилам жанра. И так хорошо входит в образ, что после этого её начинают считать одной из икон регги на русском.

И хоть голос и манера исполнения у Ольги откровенно рокерская, нет этой плавности, как у ямайцев – ей в самом деле идёт амплуа регги исполнителя. Она не пытается иронизировать над расплодившимися растаманами посредством исполнения. Наоборот чувствует себя уютно в этом жанре. Издёвка над раста-братством идёт изнутри – из подтекстов песен.

Арефьева принципиально, как это делают ямайцы, часто упоминает Джа – Бога на сленге раста. Как в песнях «Если Джа хочет, то Джа хлопочет», «Все мы пойдём вслед за Джа», «Джа пустит трамвай из болота в рай». Даже сами названия иронично намекают на отсутствие своего мнения у растаманов-позеров и их желание просто плыть по течению. И то, как названия некоторых песен превращены в короткие зарифмованные поговорки, тоже играет свою роль.

К тому же пацифистская позиция советских рокеров в нашем случае удачно перекликается с пацифизмом в регги. Благодаря этому на «Батакакумбе» Ольга смогла от души поиграть на единстве идей, что окончательно убеждало слушателей в отсутствии иронии на релизе. Хитрые девушки в русском роке, они такие. А сам альбом звучит очень круто. Команда серьёзно подошла к музыке и смогла воссоздать вайб настоящих ямайских песен. Чего только стоят эти шикарные низкие мужские голоса на бэках, и, конечно же, магический вокал Арефьевой.

В общем, музыка, созданная ради иронии, но при этом с серьёзным подходом, как мне кажется, никогда не терпит краха. Расслабленная атмосфера процесса благоприятно действует на итог. Меньше мыслей довести всё до идеала. Но даже не идеальное, сделанное руками мастера, слушатель будет считать абсолютом. Именно это альбом «Батакакумба» и доказал.

А это был Кирилл И… ещё услышимся. Слушай АльбомCheck и просвещайся по-новому! Переворачиваю пластинку.

Ольга Арефьева и группа "Ковчег" "Батакакумба"
00:01

moon-line