123
Радио Открытие

Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня»

Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня». Третьяковская галерея.


 Лето 1912 года, хутор с интригующим названием Мишкина Пристань. Там на отдыхе Кузьма Сергеевич пишет две работы с фигурами мальчика и коня. Увы, обе неудачны: одну художник закрасил лично, вторая осталась только на черно-белой фотографии. Но всё это не точно. Осенью, уже в Петербурге, он создает третий вариант, принесший ему мировую славу, и вызвавший столько споров – ну где же вы видели красного коня?


Дело в том, что алый конь – частый образ новгородской иконы. Подобно иконописцу, художник намерено не смешивает краски, они контрастны и сталкиваются в противоборстве «дополнительных цветов». Озеро холодных голубых оттенков – это фон для коня и всадника. Красный жеребец по кличке Мальчик, кстати, занимает передний план картины, и дан так крупно, что часть изображения обрезается рамой, а насыщенный алый цвет кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлыми телами мальчиков. Купание красного коня выполнено в сферической перспективе – столь любимой художником. Петров-Водкин считал ее отражением «единого целого космоса». В этой картине есть всё: «построение формы – цветом» по методу Сезанна, цветовая пластика символизма Гогена и Матисса, и всё это в русле традиций византийской и древнерусской иконописи и фрески.


Во всей этой гремучей смеси мы видим символ исконного лика России: бесконечный синтез прошлого и настоящего, предопределяющий её будущее. И уже вскоре помчался наш конь, сметая все на своем пути в красном вихре. Знал ли, предчувствовал ли что-то художник? Этого никогда не узнать, однако в 1914-м, когда началась Первая мировая, мастер воскликнул: «Так вот почему я написал „Красного коня“!

Вот так – волшебная сила искусства!

 

Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня»
00:01

moon-line