Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год. Музей истории искусств. Вена.
За многочисленные изображения простолюдинов Брейгель получил не только прозвище «Мужицкий», но и ошибочную репутацию человека крестьянского происхождения. Говорят, что он с друзьями переодевались в крестьянское платье и посещали деревенские праздники и свадьбы, где выдавали себя за родственников молодых. Видимо, в поисках достоверных сюжетов.
«Охотники на снегу» — одна из самых известных картин всего наследия Брейгеля. В этой работе он использовал технический приём Патинир, который ввёл в этот пейзаж – это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь особого эффекта глубины. Долина видна как на ладони, художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись самого Брейгеля).
А дальше при всей натуралистичности подробных и многочисленных сюжетов из жизни обывателей, начинаются загадки и аллегории. Композиция организована так, что взгляд зрителя скользит строго по диагонали: слева – направо/сверху-вниз. Сначала – уставшие горе-охотники без добычи, в сопровождении понурых собак, далее мы видим трактир «У оленя» (иронично, правда?) и подготовку к обильному ужину; затем – ловушку для птиц, а в самом низу начинаются безмятежные народные забавы на льду, и завершает сюжет – горный альпийский пейзаж. Откуда в Голландии горы? И вот тут мы окончательно понимаем, что этот Мужицкий рисовальщик далеко не так прост. Перед нами история, философское осмысление бытия художником, великим мастером и гениальным автором.
Все наши ожидания – так нестабильны, так суетны пред вечностью. И в конечном счёте, вся добыча, которую мы пытаемся добыть где-то в призрачных кущах – никогда не принесёт нам покоя, это ловушка, это – тлен, не имеющий отношения к настоящим источникам радости и счастья. Главное в композициях Брейгеля для нас – это взгляд на общество, в котором он жил; визуализированные им грани бытия, которые остались актуальными и сегодня, спустя почти половину тысячелетия!