123
Радио Открытие

Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"

Тициан. "Кающаяся Мария Магдалина". Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
 
Точная дата рождения великого Вечеллио Тициано неизвестна. Зато доподлинно известно, что он родился в обеспеченной семье государственного деятеля. Вероятно, поэтому, кроме художественного гения, Тициан обладал ещё и недюжим предпринимательским талантом. Его мастерская по производству картин выпускала в мир шедевр за шедевром, обслуживая многочисленные аристократические дворы и прославляя венецианскую школу эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Кающаяся Мария Магдалина была написана на закате творческого пути гениального мастера. Здесь мы наблюдаем переход от идеалов статичной гармонии к динамике «живописи пятна», эффектам светотени; форма кажется «рыхлой», рисунок — неясным с расплывчатыми контурами, пространство уплощается. Именно так перелом, происходивший тогда в общественной и художественной жизни Венеции, влияет на творчестве самого Тициана.
Понимая эволюцию искусства живописи, стареющий художник будто боялся не успеть, и стремился к открытию новых живописных приёмов. Он стал глубже и сложнее.

В своём путеводителе по Эрмитажу Бенуа пишет так: "Здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства исчезла и заменена чем-то другим. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим. Исчезли грани рисунка, исчез деспотизм композиции, исчезли даже краски, их переливы и игра. Один цвет — чёрный — создаёт весь красочный эффект. Но это не упадок сил пожилого мастера, а скорее высшая точка его развития как живописца… Чёрная краска «Тициана старца» не скучная безжизненная темнота, а какой-то первичный элемент, какое-то волшебное творческое средство".

Образ кающейся Марии Магдалины, более популярный в католической традиции христианства воплощён практически идеально. Как сейчас говорят – канон! Светлые волосы, столь редкие для итальянок, подчёркивают «манерное» прошлое девушки. Воздев полные слёз глаза к небу, она не выглядит, пребывающей в религиозном экстазе; Тициану удалось передать человечность её раскаяния. Не перестав быть прекрасной молодой женщиной, Мария искренне исполняет своё обещание молится о прощении 30 лет. Традиционные евангельские атрибуты, введённые в композицию, завершают канонический сюжет. Мы видим череп Адама, на нём раскрытую библию и сосуд с маслом недалеко от героини.

Картина была настолько хороша по мастерству исполнения, настолько уместна и актуальна в измученной эпидемиями и общественными катаклизмами Италии, что художнику пришлось сделать множество копий этой работы.

По некоторым данным именно Кающуюся Марию Магдалину Тициан считал своей лучшей работой, и именно её он держал в руках незадолго до своего ухода.

Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"
00:01

moon-line