123
Радио Открытие

Энди Уорхол «32 банки с супом «Кэмпбелл»

Энди Уорхол. 32 банки с супом «Кэмпбелл», 1962.


Американский художник Энди Уорхол еще при жизни стал легендой, иконой поп-арта. Уорхол стремился максимально обезличить собственное творчество, лишить его человечности, создать «машинизированное» искусство. Но! Неужели Уорхол всерьез настолько презирал искусство истинное? Напротив. Художник хотел высмеять массовое производство и бездумное потребление, захватившее его современников. Впрочем, вряд ли и сегодня человечеству удалось с справиться с этим явлением.


В шестидесятые годы XX века Энди Уорхол основывает свою студию - «Фабрика». Он по-прежнему иронизирует, подчеркивая механический принцип создания работ: излюбленной техникой художника является шелкография (или трафаретная печать), позволяющая тиражировать работу бесконечно.


Вспоминая юность, художник рассказывал: «Я его [суп «Кэмпбеллс»] просто пил. Каждый день, лет двадцать, наверное, я ел на обед одно и то же, каждый божий день». Так появилась серия работ с изображением консервных банок супа «Кэмпбеллс». Эта компания выпускала именно 32 вида консервированного супа.


Когда Уорхол впервые представил картину, каждое из изображений лежало на полке, как если бы это были настоящие банки в супермаркете. И каждая картинка обладала своим запахом, который подтверждал название по принципу: что на коробке, то и в коробке.

Эта работа была одним из последних примеров в творчестве художника, когда он делал изображения кистью и краской – вручную. Ставшая лицом поп-арта, она положила начало крупным сериям Уорхола, посвященным символам американского потребления, как общественного явления. Это был широкий спектр: от портретов Мерилин Монро, Чегивары, Маодзедуна до знаменитой серии интерьерных картин с электрическим стулом в различных тонах. Однако уже здесь он стремился достичь эффекта автоматического создания произведения искусства, которое было бы ближе по духу к процессам на его механизированной фабрике.


Художник избегал публичных высказываний о своих взглядах на общество потребления, но бездумное массовое производство, несомненно, вдохновляло его грандиозностью своих масштабов.


Энди Уорхол «32 банки с супом «Кэмпбелл»
00:01

moon-line