123
Радио Открытие

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»

"Утро в сосновом лесу". Иван Шишкин. Третьяковская галерея.
 

В 1889 году, будучи в Твери, художник провёл много времени на озере Селигер, пытаясь запечатлеть красоту этих заповедных мест. Он рисовал по утрам, забираясь со своим этюдником в самую чащу, так как очень любил – реалистичность. Хорошо, что медведи в тот момент ему так и не встретились. Их написал, существенно позже, его друг – русский живописец Константин Савицкий. Говорят, что он просто пошутил (выделить интонацией). Ведь, мало кто знает, но Медведь – это юношеское прозвище самого Ивана Шишкина, за его угрюмый характер и огромный рост. Савицкий даже отказался от доли авторского гонорара, когда Павел Третьяков приобрёл картину для галереи. А может… меценат просто отказался заплатить за мишек, показавшихся ему лишними! По иронии судьбы именно мишки потом ушли в народ: «Мишка косолапый», помните такие конфеты?


Пейзаж картины – это мотив хвойного леса типичный для творчества Шишкина. Как и композиционный прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста (они настолько огромны, что не вмещаются в полотно – понимаем мы). У зрителя возникает чувство, что он оказался внутри непроходимой чащи.


 Свежесть зеленых, голубоватых и желтых тонов создает эффект едва проснувшейся природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это пробиваются лучи солнца. Они-то вместе с медведями на переднем плане и создают главный акцент картины. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что именно они изображены наиболее ярко и насыщенно. Так что лишние на картине мишки или нет - все-таки большой вопрос. Да и бывает ли что-то лишнее у шедевров?.. 


 Остаётся добавить, что Иван Шишкин был одним из апологетов исконно русского пейзажа, и существенно тревожил тусовку дворцовых рисовальщиков из Европы. Которые писали портреты русских дворян на фоне природы альпийских долин, а не диких, как они полагали, северных лесов.

 

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»
00:01

moon-line