123
Радио Открытие

Василий Суриков "Взятие снежного городка"

Василий Суриков «Взятие снежного городка», Государственный Русский музей.


Василий Иванович Суриков – сибиряк; родился в Красноярске, в казачьей семье. И конечно он не раз видел, как на Масленицу в окрестных деревнях сооружали городки-крепости из снега и льда. Чтобы доказать всем свою удаль молодецкую, нужно было на лихом коне прорваться сквозь ряды защитников и сбить снежную перекладину! Прекрасный сюжет для зимней картины, согласитесь!


В работу над картиной, которая началась зимой 1890-го, Суриков вовлёк всех родственников, знакомых и даже соседей. Зарисовки велись с натуры среди настоящего снега и – в настоящий Красноярский мороз! Говорят, что в процессе Василий Иванович, поставил молодёжи за все эти «игрища» три ведра горячительного! Ну а как? Если уж писать с натуры, то натуральным должно быть всё! В марте 1891 г. готовая картина отправилась на выставку передвижников в Петербург. Отзывы были разные: как это? как же так: автор «Боярыни Морозовой» и «Утра стрелецкой казни» выбрал такой простой и жизнерадостный сюжет.


Посмотрите, на картине – кульминационный момент игры: одному из нападающих удалось прорваться сквозь ряды защитников и добраться до заветной крепости. Всадник и конь изображены в сложнейшем ракурсе – они не в центре холста, а немного слева, и летят прямо на зрителя, вырываясь за пределы экспозиции. За первым всадником следуют другие: они двигаются из глубины к центру полотна, справа налево. По горизонтали, колористика полотна является хрестоматией золотого сечения. Вспомните правило третей!


Композиция так же состоит из трёх частей - этакий театральный «триптих»: активное действие происходит в центре, в зеркале сцены, а наблюдатели справа и слева – это и зрители, и кулисы одновременно! Вокруг зимний сибирский пейзаж и, как вишенка на торте, задающая цветовую гамму – яркий ковер в правой части холста.


«Достоевский от живописи», как называли Сурикова, удивил всех: общим колоритом, настроением, задором; в картине так много настоящего русского, удивительно близкого. Он показал всему миру, что мрачная внутренняя аскеза, как называл её Фёдор Михайлович, отнюдь не единственная черта загадочной русской души!

   

Василий Суриков "Взятие снежного городка"
00:01

moon-line