123
Радио Открытие

«Венера Милосская»

Венера Милосская. Мрамор. 1-й век до нашей эры. Лувр. Париж.


Она завораживает зрителя пластикой и грацией. Неизвестный мастер представил юную богиню полуобнаженной, давая зрителю возможность насладиться ее стройным телом. Всё красиво и просто. Но один из главных образов мирового искусства имеет свои загадки.

Само имя – Венера вводит нас в заблуждение: ведь автор – грек, и статуя изображает греческую богиню любви и красоты – Афродиту, ну а Венера — это уже римское название.


Афродита представлена полуобнаженной, задрапированной в гиматий, что характерно для искусства греческой классики. Но этот спиралевидный поворот, перпендикулярно направленные движения и резкая граница между обнаженным телом и драпировкой – принадлежат уже эпохе Эллинизма. Изначально, автором считался – Пракситель, несмотря на то, что на постаменте было написано – Александрос. Но впоследствии постамент куда-то пропал и до настоящего времени не найден. Возможно, его убрали сознательно, и сегодня считается, что автор – не известен.


Скульптура Афродиты была обнаружена в месте, где ее не должно было быть – на древнегреческом стадионе. Считается, что она попала туда позднее, в качестве сырья для производства извести, то есть для утилизации. Вот так, утилизация красоты и превращение её в типовую архитектуру – не сегодня придумана. Кстати, там же были найдены и руки статуи, но их сочли «грубыми и неизящными», и они пропали также, как и постамент.


Надо отдать должное, и отметить, что музейные работники приложили много усилий, чтобы сделать Венеру Милосскую новой «звездой» Лувра.


Кстати, позднее было обнаружено, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Венерой Капуанской, и о ужас, - Капуанская старше своей подруги не менее, чем на 170 лет. В итоге, искусствоведы сошлись на том, что обе статуи являются копиями ещё более старого оригинала, красоту которого, нам ещё, видимо, предстоит найти и оценить.

 

«Венера Милосская»
00:01

moon-line