123
Радио Открытие

Веня Д'ркин "Крышкин дом"

Сказочный привет, Товарищи! Кирилл И… Пылающий июль 98-ого. Квартирник только начался. Но всё твоё внимание уже в плену одного лица. Минималистичная раскраска под Пьеро, ожившие персонажи песен. Да и сам он персонаж собственного сочинения. Ты начинаешь выкупать: «да, театр одного актёра, Дэвид Боуи и Саша Литвинов… да, да, Зигги Стардаст и Веня Д’ркин. Да, это похоже на оммаж». Но песни заставляют думать ещё больше. И теперь ты слышишь отголоски всех – от поэтов серебряного века до ленинградского рок-клуба. Даже больше. Весь двадцатый век поместился в нём. А он всю эту тяжесть рисует в лёгких сказках. И как это вообще? Сейчас разберёмся. 96-ой год, Первый альбом последнего сказочника двадцатого века – Вени Д’ркина – «Крышкин дом».


О сказочниках я достаточно говорил. Там были и «Король и Шут», и «Химера», и много кто ещё. Но тут особый случай. Веня Д’ркин в прямом смысле сказочником был. А песни - это так, увлечение.


Псевдоним Саша Литвинов придумал на фестивале «Оскольская Лира ‘94». Представился в шутку как Веня Дыркин из Максютовки. И тогда, неожиданно и приятно, этот самый Дыркин стал лоуреатом. Псевдоним решил оставить. Так через пару лет Веня Д’ркин записывает первый студийный альбом «Крышкин дом».


Дом этот похож на сказочный теремок с мышками и лягушками. Только он побольше да вместительнее будет. Там и ужасы, как в песне «Ти Би Бо», и сатира в «Бесогоне», и нежная Булгаковская «Маргарита», и философия, и трагизм. Это наполнение. В основе, конечно, фольклор. Страшные куклы, поющие гномы, и всё в этом духе.


И такое явление, как присказка Веня тоже не забыл. На квартирниках, прежде чем петь, он проговаривал эти самые присказки. Как главную мысль, мораль или дополнение к песне.


Все его реминисценции полностью переосмысливают понятие сказки. Свои глубокие акустические переборы Д’ркин заполнил русским фольклором, романсом, бардовской песней, русским роком, британским биг-битом, серебряным веком, жаргоном и просторечиями. И это малое, что можно упомянуть. А отражается всё в текстах.


Дальше - больше. Веня выжимал из 20-ого века вообще всё. Намеренно коверкал иностранные слова, использовал всевозможные литературные приёмы, как под галочку упоминал известных личностей. Но всё неизменно наполняло мир его сказки. Сказки - эпопеи про культуру всего двадцатого века.


А первый альбом – это как вступительный аккорд первого выступления. После него все замолкают. А когда выступление окончится, тишина взорвётся аплодисментами. Как то самое выступление на «Оскольской Лире». А Веня был зеркальцем, у которого можно всю правду узнать. И «Крышкин дом» - не только первое его отражение всего века, но и отражение всех принципов творчества Д’ркина.


И вот, ты на июльском квартирнике. Через месяц Веня выступит ещё один раз. Финальный аккорд. А через год - заключительная сказка и смерть. Так и закончится мифологический двадцатый век – смертью его последнего сказочника.


А это был Кирилл И… мы ещё услышимся. Слушай АльбомCheck и просвещайся по-новому. Переворачиваю пластинку.

Веня Д'ркин "Крышкин дом"
00:01

moon-line