123
Радио Открытие

Василий Верещагин «После удачи» и «После неудачи»


 "Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце!.. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня" – писал великий русский баталист Василий Верещагин. Рассмотрим сразу две его картины: После удачи / После неудачи. Государственный Русский музей.


Итак, 2 мая 1868 года. Русские войска взяли Самарканд. Здесь художник принимает боевое крещение, да так, что впоследствии за оборону Самаркандской крепости получает Георгиевский крест. Согласитесь, не каждый из его собратьев по кисти может похвастаться подобным. Но как вообще занесло художника на войну?! И снова дадим слово Верещагину: "Выполнить цель, которой я задался, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из далека…нужно самому все прочувствовать: испытать голод, болезни, раны, участвовать в атаках, штурмах, победах и поражениях.


 Так родилась его "Туркестанская серия". Картины "После удачи / После неудачи" - оттуда. Просто и выразительно они показывают трагическую обыденность войны, "расчеловечивание" человека и жестокие нравы обеих сторон. На первой - два азиатских головореза, оценивают "трофей", на второй – сваленные трупы у крепостной стены, а рядом – спокойно беседуют и курят русские солдаты. И если приглядеться, можно заметить, что один из убитых бухарцев на первом плане – это именно тот, с предыдущей картины, что позировал с отрезанной головой в руке. После "удачи" - "неудача"... Такой вот страшный круговорот войны...


 Это было новое слово в отечественной батальной живописи. Ведь по традиции сражения писались возвышенно, а их участники – всегда были доблестными рыцарями победы. Правду войны – ужасы, кровь и грязь - мало кто хотел замечать. А тут - отрезанные головы, непогребенные тела, черепа, слетающиеся на них птицы. Да, картины Верещагина – полны такого рода деталей; эпатаж его работ – вызвал шок в обществе и абсолютно разную реакцию коллег. К примеру, Бенуа, возмущался "американизмом" и "плохой живописью", а Крамской, наоборот – назвал Верещагина «великим русским». Можно по-разному оценивать творчество мастера, но глядя на его работы, вряд ли получится остаться равнодушным. Он один из немногих, кто сумел показать запечатлеть нечеловеческое лицо фурии войны. А в 1904 году - художник погиб, работая над этюдом с натуры на флагманском корабле "Петропавловск", который подорвался на японской мине в Порт-Артуре. 


Василий Верещагин «После удачи» и «После неудачи»
00:01

moon-line